Начинающий фрилансер — советы по выживанию
Фрилансер - это такой предприниматель на минималках, который хуже защищён законом.
В этой статье разберём ТОП-3 подводных камней, которые встретятся вам в начале этой непростой, но захватывающей, карьеры.
Сорвавшийся заказ
Ситуация проста: вы видите (например, на бирже) заказ, который вам нравится и который вы вполне можете выполнить.
Начинаются переговоры, всё идёт хорошо.... Вы мысленно уже потратили "заработанные" деньги - и именно тут вам отказывают, или просто удаляют из списка кандидатов.
Итог: разочарование, слёзы, нервы. Очередная бессонная ночь в поисках хоть какого-то заказа.
Почему так происходит?
Вот основные причины, исходя из моего опыта:
- Заказчик нашёл другого исполнителя. тут можно только гадать - может, ему не понравилось то, как вы писали вопросы. А, может, вы были недостаточно расторопной.
- Вы не понравились заказчику. И вам это ясно дали понять. Бывает: вы не доллар, чтобы всем нравится.
- Заказчик пропал. Может, просто забыл о не очень важной задаче. Или уехал в срочную командировку.
Совет: пока заказчик не согласился, чтобы отдать работу вам - не рассчитывайте на оплату от такого заказа.
Срыв сроков выполнения заказа
Лето, болезнь, поездка к тёте в соседний город или другая причина подвели вас к тому, что вы не укладываетесь в оговорённые сроки.
Спокойно! Жизнь не остановится и небо не упадёт на Землю.
Совет: не утаивайте, что не успеваете. Поговорите с заказчиком: возможно, его устроит часть работы, перенос сроков, или снижение оплаты "за нерасторопность". И не откладывайте разговор о сроках "на последний час".
Неадекватный заказчик
Мой любимый пункт.
Чаще всего заказчик искренне считает, что знает вашу работу лучше вас. И чаще всего он ошибается, мягко говоря. Совет: спокойно и аргументированно убеждайте заказчика в своей точке зрения.
Нередко бывает так, что заказчик требует выполнить работу "по канонам 10-ти летней давности". Или, ему надо хрестоматийные "семь красных линий" нарисовать. Совет тот же: постарайтесь квалифицированно объяснить, как лучше сделать работу. Вы же эксперт 😉
Если заказчик, после утверждения технического задания пытается нагрузить вас дополнительными "хотелками" - спокойно, но настойчиво пересогласуйте сроки и стоимость новых задач.
Заказчик затягивает с оплатой
Самый неприятный случай. Который иногда перерастает в "заказчик кинул с оплатой".
Понятно, что вы рассчитываете на эти деньги. Но, если у вас нет зафиксированных на бумаге (или в блокчейне) договорённостей, оплата может и не поступить в срок.
Совет: не нужно считать, что заказчик хочет вас кинуть, постарайтесь отнестись с пониманием к сложившейся ситуации. И уверенно напоминайте ему о прошедшем сроке оплаты. В 90% случаев всё окончится переводом денег в ваш кошелёк.
Трудности во фрилансе будут. От них не убежать, так как вы не сможете контролировать всё свое фрилансерское окружение.
Главное - быть честной с собой и действовать, исходя из солидарных интересов - профессиональных и клиентских. Не прогибайтесь, но и не зазнавайтесь. И тогда карьера пойдёт в году.
Успехов!
Алексей, главред.