начинающий фрилансер

Начинающий фрилансер — советы по выживанию

Фрилансер - это такой предприниматель на минималках, который хуже защищён законом.

В этой статье разберём ТОП-3 подводных камней, которые встретятся вам в начале этой непростой, но захватывающей, карьеры.

Сорвавшийся заказ

Ситуация проста: вы видите (например, на бирже) заказ, который вам нравится и который вы вполне можете выполнить.

Начинаются переговоры, всё идёт хорошо.... Вы мысленно уже потратили "заработанные" деньги - и именно тут вам отказывают, или просто удаляют из списка кандидатов.

Итог: разочарование, слёзы, нервы. Очередная бессонная ночь в поисках хоть какого-то заказа.

Почему так происходит?

Вот основные причины, исходя из моего опыта:

  • Заказчик нашёл другого исполнителя. тут можно только гадать - может, ему не понравилось то, как вы писали вопросы. А, может, вы были недостаточно расторопной.
  • Вы не понравились заказчику. И вам это ясно дали понять. Бывает: вы не доллар, чтобы всем нравится.
рейтинг фрилансера
У меня был случай, когда заказчик прямо сказал в разговоре: я не буду с вами работать, так как у вас много дизлайков. Хотя отзывы у вас отличные и я вижу, что с работой вы справитесь. Ну, ок, через 30 минут подвернулся другой аналогичный заказ.
  • Заказчик пропал. Может, просто забыл о не очень важной задаче. Или уехал в срочную командировку.

Совет: пока заказчик не согласился, чтобы отдать работу вам - не рассчитывайте на оплату от такого заказа.

Срыв сроков выполнения заказа

Лето, болезнь, поездка к тёте в соседний город или другая причина подвели вас к тому, что вы не укладываетесь в оговорённые сроки.

Спокойно! Жизнь не остановится и небо не упадёт на Землю.

Совет: не утаивайте, что не успеваете. Поговорите с заказчиком: возможно, его устроит часть работы, перенос сроков, или снижение оплаты "за нерасторопность". И не откладывайте разговор о сроках "на последний час".

Неадекватный заказчик

Мой любимый пункт.

Только вчера написал один постоянный заказчик с "работой на 5 минут, для тех, кто в теме". "Это про меня", - подумал я. И, не выяснив всех деталей, согласился. Сразу же выяснились технические особенности, из-за которых я, после 2-х часов безуспешных попыток, отказался от работы и получил за сделанное только 25% от согласованного гонорара.

из личного опыта

Чаще всего заказчик искренне считает, что знает вашу работу лучше вас. И чаще всего он ошибается, мягко говоря. Совет: спокойно и аргументированно убеждайте заказчика в своей точке зрения.

Нередко бывает так, что заказчик требует выполнить работу "по канонам 10-ти летней давности". Или, ему надо хрестоматийные "семь красных линий" нарисовать. Совет тот же: постарайтесь квалифицированно объяснить, как лучше сделать работу. Вы же эксперт 😉

Если заказчик, после утверждения технического задания пытается нагрузить вас дополнительными "хотелками" - спокойно, но настойчиво пересогласуйте сроки и стоимость новых задач.

Заказчик затягивает с оплатой

Самый неприятный случай. Который иногда перерастает в "заказчик кинул с оплатой".

Понятно, что вы рассчитываете на эти деньги. Но, если у вас нет зафиксированных на бумаге (или в блокчейне) договорённостей, оплата может и не поступить в срок.

Совет: не нужно считать, что заказчик хочет вас кинуть, постарайтесь отнестись с пониманием к сложившейся ситуации. И уверенно напоминайте ему о прошедшем сроке оплаты. В 90% случаев всё окончится переводом денег в ваш кошелёк.

Трудности во фрилансе будут. От них не убежать, так как вы не сможете контролировать всё свое фрилансерское окружение.

Главное - быть честной с собой и действовать, исходя из солидарных интересов - профессиональных и клиентских. Не прогибайтесь, но и не зазнавайтесь. И тогда карьера пойдёт в году.

Успехов!

Алексей, главред.